Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Использование экспериментирования в области здоровьесбережения

Памятка

О здоровье и здоровом образе жизни

Ребенку дошкольного возраста доступно понимание простейших физиологических процессов, происходящих в организме человека. Полученные ребенком представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволяют ему ориентироваться в способах укрепления и сохранения здоровья, а приобретенные навыки помогут осознанно выбрать ценностно-значимые для него компоненты здорового образа жизни (режим дня, гигиена, питание, движение, закаливание).

Воспитание у ребенка потребности в сохранении и укреплении здоровья, в ведении здорового образа жизни осуществляется при соблюдении следующих рекомендаций:

·          формируйте у ребенка представления о себе и физической культуре. По мере взросления у ребенка формируются представления о себе как отдельном человеке, источнике разнообразных движений, о частях тела их назначении и функциях;

·          организуйте и соблюдайте рациональный режим дня с чередованием в течение дня разнообразных физических упражнений и отдыха;

·          регулярно закаляйте ребенка. Для организации эффективного закаливания совершайте ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день) и общей продолжительностью не менее 3-4 часов, организовывайте дневной (ночной) сон малыша в теплое время года при открытых форточках, предлагайте ему ходить босиком в теплое время года по траве и песку, занимайтесь физическими упражнениями и играйте в подвижные игры на свежем воздухе. Помните о том, что закаливание не обладает накопительным эффектом! Эффект закаливания непродолжителен: он длится только во время закаливания и недолгое время после него. Поэтому закаливание должно быть постоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно;

·          последовательно объясняйте ребенку необходимость соблюдения гигиенических требований к чистоте тела, одежды и обуви, жилища;

·          определите индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений и поддерживайте его интерес к занятиям физической культурой. Побуждайте ребенка проявлять в играх и упражнениях двигательную активность, используйте для этого яркие ленточки, мячики и др., которые привлекут его внимание. Помните о том, что все физические упражнения, проводимые в игровой форме, будут ему интересны. С этой целью сопровождайте выполнение физических упражнений и проведение подвижных игр кратким увлекательным и интересным рассказом, активно используйте текстовое сопровождение (стихотворения);

организуйте проведение интересных, увлекательных опытов и экспериментов, которые позволят ребенку обогатить свои представления о роли физических упражнений, их влиянии на работу систем организма, сформировать положительное отношение к своему здоровью, побуждать к активности при выполнении физических упражнений. Преимуществом экспериментов является то, что знания и практические действия ребенок получает целостно, без отрыва от собственного жизненного опыта.

Использование экспериментов в области здоровьесбережения можно осуществлять в двух вариантах: 1 вариант – ребенок проводит опытно-практические действия, не зная его результата, и таким образом приобретает новые знания; 2 вариант – ребенок вначале предсказывают результат, а затем проверяет, правильно ли он мыслит.

Это важно! Все эксперименты проводятся строго под Вашим присмотром с использованием только безопасных материалов. Не разрешайте ребенку трогать руками вещества, которые могут представлять опасность. При необходимости используйте защитные приспособления (очки, перчатки, маски).

Что и как будем делать… Для проведения экспериментов вам не потребуется специально оборудованная лаборатория. Все, что нужно для домашних экспериментов – простые предметы и помощник. Будьте уверены, от этого эксперименты не станут менее увлекательными и познавательными.

 Примеры экспериментов для детей 5-7 лет

«Как работает сердце»

Вам потребуется: медицинская груша (спринцовка), трубочки, стакан с водой красного цвета.

Расскажите ребенку о сердце. Многие дети, говоря о сердце, представляют его в виде красного «сердечка», которое находится у них внутри. На самом деле сердце – такой же орган, как и все остальные. В основном он состоит из мышц, разделяется на 4 отдела – два предсердия и два желудочка и прокачивает кровь по сосудам. Делает оно это с помощью сокращений – как насос, «проталкивая» порции крови по кровеносным сосудам. А чтобы кровь всегда шла в одном направлении и не переливалась из отдела в отдел, сердце снабжено специальными клапанами – маленькими «дверками», которые открываются и закрываются в нужный момент, чтобы пропустить очередную порцию крови.

Попросите ребенка сжать руку в кулак – примерно такой размер имеет его сердце. Предложите ему посмотреть, как оно работает. Представьте, что медицинская груша – это сердце человека, а красная вода – это кровь, трубочки будут выполнять функцию сосудов. Сожмите грушу и опустите трубочку в жидкость, после этого разожмите кулак. Кровь наполняет сердце, а затем оно сжимается, выталкивает кровь и она движется по нашему организму. Поясните ребенку, что такое движение крови и работа сердца осуществляются постоянно, сердце никогда не останавливается, но если работа сердца прекратится – человек умирает.

Предложите ребенку выполнить упражнения, чтобы сердце заработало быстрее. Порассуждайте о том, что необходимо сделать, чтобы улучшить его работу.

 «О пользе молока для организма человека»

Вам потребуется: куриные косточки, уксус, миска.

Возьмите миску, положите в нее куриные косточки. Залейте их раствором уксуса, закройте крышкой и оставьте на 6-7 дней. Затем слейте раствор и вместе с ребенком внимательно рассмотрите и потрогайте косточки. Обратите внимание ребенка на то, что они стали гибкими и легко ломаются. Расскажите ребенку о том, что твердость костям придает кальций, который в уксусной кислоте растворяется. Молоко необходимо нашему организму, чтобы кости были твердыми и крепкими. Оно содержит много кальция, который усваивается из него почти полностью и восполняет им организм, а значит, делает кости твердыми. Помимо кальция в молоке содержится вода, жир, сахар, белок, около 20 витаминов, микроэлементов и даже соль. Без всего этого человек просто не может жить, так как из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости и зубы. Порассуждайте о том, что может случиться, если человек не будет пить молоко и употреблять в пищу молочные продукты.

 «О вреде газированных напитков»

Вам потребуется: бутылка «Кока-колы», прозрачные стаканчики, ржавые болтики, белые чашки, пакетик чая.

Опустите в стакан с водой и в стакан с «Кока-колой» по два ржавых болтика. Оставьте их на несколько часов. Посмотрите, что произойдет: болтик в воде так и останется покрытым слоем ржавчины, а болтик в «Кока-коле» очистится от нее. Расскажите ребенку о том, что сладкие газированные напитки разрушают эмаль зубов, что со временем приводит к кариесу, а еще в одном стакане таких напитков содержится около четырех-пяти столовых ложек сахара. Также в них содержится большое количество разных добавок, которые могут очистить даже ржавчину. После их употребления нашим внутренним органам наносится вред.

Возьмите белую чашку со следами от чая. Дайте ребенку возможность смыть следы от чая обычной водой. Следы на чашке останутся. После этого налейте в чашку колу и вымойте ее. Следов от чая не осталось.  Порассуждайте с ребенком о полученных результатах эксперимента, сделайте выводы.

 «Все самое важное о зубах»

Вам потребуется: предмет, покрытый гуашью, варенное куриное яйцо.

Расскажите ребенку о том, что все болезни зубов начинаются с появления мелких трещин на зубной эмали. Предложите ему взять яйцо и ударить его об стол, обратите внимание ребенка на то, что скорлупа треснула. После этого также ударьте по предмету, покрытому гуашью. Гуашь будет трескаться и осыпаться, обнажая основной материал предмета. Побеседуйте с ребенком, пусть он выскажет предположения, от чего может разрушаться зубная эмаль (если сильно удариться зубами; если сразу после горячего есть мороженное или, наоборот, после холодного есть горячее; эмаль также могут разрушить микробы).

Разделы сайта