Маршрут «Посещение музея «Родныя вытокі»
Рекомендуемый возраст ребенка: (4-7 лет)
Вид маршрута: велосипедный
Объект: музей «Родныя вытокі»,
Время работы музея: понедельник-пятница: 8.00 - 17.00, суббота: 8.00 - 16.20.
Расстояние до местонахождения объекта – 2,8 км.
Местонахождение объекта, схема проезда
Информация об объекте
Гісторыка-краязнаўчы музей ДУА "Мінянская сярэдняя школа" быў заснаваны 03.01.2002 года.
Музей займае тры пакоі агульнай плошчай 50,2 кв.м.
Асноўныя раздзелы экспазіцыі:
Першая зала – гісторыя ўзнікнення вёскі. Дакументы, тэксты на польскай мове – сведкі таго, які цяжкі і складананы лёс выпаў на долю аднавяскоўцаў у часы польскай акупацыі.
“Нашы землякі – героі Вялікай Айчыннай вайны” расказвае нам пра часы фашысцкай акупацыі. Ёсць тут і сведкі тых страшных дзён: каскі, пісьмы з фронту і іншае.
Наступныя экспазіцыі расказваюць нам пра станаўленне вёскі пасля вайны і яе сучасны выгляд. Асобна аформлены матэрыял пра нашу школу, яе дасягненні, лепшых вучняў школы.
Другая – “Беларуская хатка”. Тут прадстаўлены экспанаты, якія расказваюць нам пра былое жыццё нашых аднавяскоўцаў. На паліцах можна ўбачыць гліняны посуд, у “бабіным куце” сабраны розныя прылады працы, ёсць тут і печ, і качарыжнік, і “чырвоны кут”.
У трэцяй зале размешчаны экспанаты нашых майстроў-умельцаў: ткацтва, народны касцюм, вышыванне. Тут і сувоі палатна, і лён, і ручнікі, і посцілкі. Ёсць таксама і тыя прылады працы, якія дапамаглі стварыць такую прыгажосць. Гэта і калаўротак, і кросны, і многае іншае.
Агульная колькасць экспанатаў - 213.
Асноўны фонд - 171, дапаможны - 42.
Кіраўнік – Копцюх Ніна Аляксандраўна – загадчык музея.
Видеопрезентация объекта:
https://www.youtube.com/watch?v=-YwGoNRRo-E&ab_channel=%D0%93%D0%A3%D0%9E%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0
Интерактивные игры (игровые задания по тематике маршрута выходного дня)
Интэрактыўная гульня “Спадчына”
https://docs.google.com/presentation/d/1_Q9Rc3HpuGSgp_-rRzVk-OSbqYljlTzT/edit#slide=id.p1
Интэрактыўная гульня “Народныя промыслы Беларуси”
https://view.genial.ly/62285d2cf9653900197afa32/interactive-image-narodnyya-promysly-belarusi
Маршрут «Братская могила аг. Остромичи»
Рекомендуемый возраст ребенка: (4-7 лет)
Вид маршрута: пеший
Объект: братская могила аг. Остромичи
Расстояние до местонахождения объекта – 1,5 км.
Местонахождение объекта, схема проезда:
Информация об объекте
Братская могила в аг. Остромичи (захоронено 18 военнослужащих) хранит память о воинах 48 гвардейской стрелковой дивизии, сформированной в октябре 1942 года. Боевой путь дивизия начала на Воронежском фронте. 14 июля 1944 года гвардейцы вышли к реке Ясельда в районе города Берёза, где в течение 3 дней взламывали оборону противника. За проявленную отвагу в боях, за стойкость, мужество, дисциплину и отвагу дивизия вошла в историю как Криворожская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова дивизия.
Материалы в помощь родителям
При знакомстве детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с темой войны перед родителями стоят три основные задачи:
1. Познакомить детей с праздником «День Победы». Рассказать о Великой Отечественной войне.
2. Продолжать знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет.
3. Воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.
В достижении этих целей помогут классические художественные произведения, а также прекрасно иллюстрированные книги, основанные на документальных материалах.
Дмитрий Пентегов: Паровоз «Овечка».
Герой этой сказки – небольшой паровоз из серии “Ов”, который железнодорожники ласково называли “Овечка”. Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но “Овечек” все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.
«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» А.Гайдара.
После ухода старших на войну со внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек — «мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться».
“Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть-дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?“
Солдатская сказка К.Паустовского “Похождения жука-носорога“. Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!
Рассказ К.Паустовского – “Волшебное колечко” – о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.
В книгу Нисона Ходзы “Дорога жизни” вошли рассказы о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Документальное повествование дополняют уникальные фотографии и наглядные карты, а рассказы – волнительные карандашные рисунки художника В.Бескаравайного.
В книгу Анатолия Митяева “Письмо с фронта” вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Читатель вместе с героями переживаем трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями. Издание проиллюстрировано множеством цветных репродукций.
Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: “Как Сережа на войну ходил”, “Семеро солдатиков”, “Кепка-невидимка”, “Иван-виллис”, “Подкидыш”, “Пусть стоит старый солдат” и другие.
Пронзительная сказка “Как Сережа на войну ходил” о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка …, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход — ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке.
С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.
Повесть-сказка “Крайний случай” замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Семенцова Валентина Николаевна – автор книги “Лист фикуса”. Рассказы о войне” – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют “Детьми блокады”. В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникамм, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в болокадном Ленинграде.
Повесть “Вот как это было” посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.
“Кукла” – это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.
Список книг для чтения о Великой Отечественной войне для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Воронкова Л. «Девочка из города» (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
Кассиль Л. « Улица младшего сына» (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
Катаев В. «Сын полка» (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.)
Осеева В. А. «Васёк Трубачёв и его товарищи» (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
Симонов К. «Сын артиллериста» (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.)
Яковлев Ю. « Девочки с Васильевского острова» (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.)
А так же:
Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной войне»
Артюхова Н. « Светлана»
Баруздин С. « Шел по улице солдат»
Гайдар А. «Клятва Тимура», « Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
Голявкин В. «Рисунок на асфальте»
Драгунский В. «Арбузный переулок»
Кассиль Л. «Дорогие мои мальчишки», «Огнеопасный груз», «Твои защитники»
Маркуша А. «Я — солдат, и ты — солдат»
Паустовский К. «Похождения жука-носорога»
Соколовский А. «Валерий Волков»
Суворина Е. « Витя Коробков»
Туричин И. «Крайний случай»
Яковлев Ю. «Как Серёжа на войну ходил»
Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».
«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.
Георгиевская С. «Галина мама»
Митяев Анатолий «Почему Армия родная» , «Таежный подарок».
Чтение стихотворений: «Мать - Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский
Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,
Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,
Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,
Л. Кассиль "Твои защитники". Митяева А. «Дедушкин орден»
Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г
Соболев Леонид «Батальон четверых»
Алексеев Сергей «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975
Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».
Я. Длуголенский «Что могут солдаты»
О. Высотской «Мой брат уехал на границу»
Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»
У. Бражнина «Шинель»
Черкашин «Кукла»
Л. Кассиль «Главное войско», 1987
Митяев Анатолий «Землянка»
Лавренев Б. «Большое сердце»
Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991
«Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)
Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»
С. Баруздин «Рассказы о войне»
С. Михалков «День Победы»
С. П. Алексеев «Брестская крепость».
Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».
Картотека стихотворений о Великой Отечественной войне для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/01/20/kartoteka-stikhotvoreniy-o-velikoy-otechestvennoy-voyne
Маршрут «Посещение историко-краеведческого музея «Спадчына»
Рекомендуемый возраст ребенка: (4-7 лет)
Вид маршрута: пеший
Объект: историко-краеведческий музей «Спадчына»
Расстояние до местонахождения объекта – 1,3 км.
Местонахождение объекта, схема проезда:
Адрес учреждения образования:
225889 Брестская область, Кобринский район, аг. Остромичи, ул. Школьная 2
Ссылка на сайт:
http://ostrom.kobrin.edu.by/ru/main.aspx?guid=13021
Руководитель музея: Тунчик Татьяна Алексеевна
Контактная информация:
тел. учреждения образования: 55-0-63
тел. руководителя музея: 8(029)5261291
Информация об объекте
Цели и задачи работы музея:
Цель:
Создание оптимальных условий для использования краеведения в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Задачи:
- воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, гуманизма и чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины;
- расширение познавательных интересов, творческих способностей, социальной активности учащихся;
- формирование исследовательских навыков, основ научного мышления.
Музейная деятельность направлена на формирование таких компонентов культуры, как самоуважение, уважение к другим людям и культурам, историческое сознание и музейная культура, воображение и фантазия, эстетическое начало, нравственность, экологическая культура и духовность.
Фонды музея:
Основной признак любого музея – наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Фонды являются одним из основных результатов научно-исследовательской работы музея и основой для всех видов его деятельности. Музейные фонды состоят из двух частей: основного фонда и фонда научно - вспомогательных материалов.
Собранные за годы создания школьного музея предметы составили музейный фонд, который сегодня представлен 144 музейными предметами Основного фонда и 70 Научно-вспомогательного. Коллекция состоит из археологических, палеонтологических, этнографических, нумизматических предметов. В экспозиции также собраны экспонаты периода Великой Отечественной войны – это фрагменты вооружения и предметы военного быта.
В разделе 5 стендов:
https://drive.google.com/file/d/1M9QmttNn0dGuLOS_itp0fs9yIHb7R1b_/view
“Беларуская хатка”
“Чырвоны кут”;
“Бабін кут”;
“Сялянская сям’я”;
“Адвечны лад жыцця”.
экскурсии по достопримечательностям и памятным местам Беларуси
Беловежская пуща https://ekskursii.by/?Belovezhskaya_puscha_iz_Bresta